?

Log in

No account? Create an account
Жизнь в бумажках - Quisque sum - а мне - robur quercus — LiveJournal

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> Сайт питерского историка

October 10th, 2007


Previous Entry Share Next Entry
09:44 pm - Жизнь в бумажках
благодаря уважаемым товарищам-генеологам посещал незабвенный ЦГИАСПб в течение примерно двух недель трудясь над одним родом, как я полагал, прибалтийско-немецкого происхождения. В итоге, отыскавши три личных дела фигурантов, обнаружил, что происходят оне из одного из еврейских обществ Виленской губернии.
Из мещанского семейства, не обладавшего по документам никакой недвижимостью и не состоявшего на государевой службе двинулось два брата в Петербург - учиться. Обоим было уж почти по 30 лет к тому времени. Правдами и неправдами (вероятно под немаленькую взятку) была составлена бумага, что типа администрация не видит препятствий к тому чтобы означенные персоны выехали из еврейского общества, как исключительно образованные, а недоимок за их отцом не числится, и вообще денежных претензий у администрации по выезду его сыновей нет (хотя на этой же бумаге вписано между строчек о том, что "претензий нет" то, что в случае успешного поступления и окончания вуза сын должен будет прослужить сколько-то лет или возместить денежный взнос) - и вот, свершилось, приехал один молодой еврей в Петербург, а затем к нему присоединился брат. Жили они на наемных квартирах, преим. в т.н. "углах", учились на юрфаке и большой для них проблемой было заплатить полугодовой взнос в 50 руб., который они все просили понизить до 25 или хотя бы платить по частям. 60 % личного дела забиты перепиской по поводу этого проклятого взноса и прошений о стипендиях "как талантливым" - из МНП или "из сумм кружечного сбора для евреев". Но и стипендии не хватало, и им приходилось подрабатывать и косить экзамены (как и сейчас, хм). В итоге они закончили-таки Юрфак и сразу после того приняли православие - в одной и той же церкви с перерывом в год - один в 1869, другой в 1870 - получили совершенно другие имена и похоронили еврейское прошлое (по бумажкам хотя бы). одного мотало по стране от Витебска до Череповца в качестве уездного судьи, другой обретался в Костроме и Москве. Тот, который первый, женился на дочери отставного подпоручика и умудрился дослужиться до дсс'а, о чем с гордостью написал потом его сын в адрес администрации своего учебного заведения, что типа я - не такой простой, видите, какой у меня отец! (а сына в тот момент отчисляли в академ). Судьба второго пока неизвестна - но стезя его была примерно такой же как и у первого (за исключением дсс'а).
Сын первого товарища поступил в Технологический институт, где учился в 1890-х годах. Все то же самое - только папка с делом тоньше - денег нет, живет по дачам и разным квартирам, дает уроки, не хватает денег, косит экзамены по болезни - его отчисляют в академ. На одном из последних курсах женится (внимание!) уже на дворянке (возможно, чтоб окончательно изжить свою неполноценность). Некоторое время они с женой живут вместе с братом и отцом, потом происходит разрыв, жена "прописывается" месте с сыном у (вот это да!) однофамильца своего мужа, который работает по медицинской части, - уже через год она сама открывает частное заведение по массажу и акушерству. Муж возможно уезжает в Ёбург - по служебным делам - а после 1917 вновь переезжает в Петербург, где и живет вплоть до войны. в 1930-х он инвалид-пенсионер, но весьма бодрый, ибо пишет отчеты для общества коллекционеров и библиофилов.
Жаль, конечно, что внутренняя сторона вопроса ускользает из поля зрения служебных бумаг и адрес-календарей. Жаль, что человек тут одномерен, но кажется по части личных достижений студенческие дела вполне пригодны - студент по б.ч. несколько хвастлив, подвержен депрессии, чувствителен к проблемам добывания денег, подвержен общественному влиянию.
После просмотра сей документации у меня возникла мысль как изучить на микроисторическом уровне судьбы студентов, по крайней мере, Петербургского ун-та - надо взять самые толстые дела по листажу из описи и проследить судьбу потомков этих людей. Исследование будет проникновенным и весьма вдумчивым...
:)

(8 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:kostanjeta
Date:October 13th, 2007 09:28 am (UTC)
(Link)
Нашла в нете:
Особый стиль «Казуса» - в его девизе:
У нас свой взгляд на историю
Он различает в ней не столько общее, сколько индивидуальное
Не столько массовое, сколько уникальное
Не столько типичное, сколько особенное
Не столько необходимое, сколько случайное
Не столько привычное, сколько неожиданное
Не столько описываемое историком, сколько создаваемое им
Взгляните на историю вместе с нами

Редакция «Казуса» приглашает к сотрудничеству всех, кому близки эти слова. Заявки на публикации, а также любые вопросы и предложения можно присылать Ольге Игоревне Тогоевой по адресу: togoeva@yandex.ru

Вообще, люди, которые делают журнал - медиевисты (ИВИ РАН), но принимают разное. А по поводу нетипичности случая, если копнуть биографии студентов, думаю, твой случай - обычное дело для 2 пол. 19 века.
Спасибо за ссылку на вклейку, вчера не разобралась, положила просто сверху, в понедельник смогу вставить.
[User Picture]
From:qwercus
Date:October 13th, 2007 09:34 am (UTC)
(Link)
Спасибо!
Слушай, а ты во вторник-среду работаешь? что если я наберусь наглости взять пару-тройку книжечек - там как раз всякие архивы

> Go to Top
LiveJournal.com