?

Log in

No account? Create an account
Несколько слов о Родине-матери - Quisque sum - а мне - robur quercus

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> Сайт питерского историка

July 8th, 2012


Previous Entry Share Next Entry
11:56 am - Несколько слов о Родине-матери
Город, в котором единственная достопримечательность - это война во всех ее проявлениях, впрочем подзатянутых, как и следует таким страшным ранам, травой, землей, человеческим равнодушием и потерей некоторой части памяти. Единственный памятник Волгограда, являющийся символом этой раны, бесконечно далек от археологии сознания. Все в нем - это крики, боль и отчаяние.

Родину-мать по моим представлениям следует рассматривать на закате, днем она просто обычная бетонная кукла, так сказать "дежурная достопримечательность", жара-жара, прохладительные напитки, парочки на фоне и т.д. Ближе к ночи Мамаев курган оживает, Родина-мать превращается в вопль, фигуры мемориала двигаются, как заводные игрушки. Вот идут парни и девчонки на войну с самоотверженными лицами и над ними в пароксизме скривился образ вечной юности, над которым выведено "На Берлин". Разумеется, для них никакого Берлина не случится, а вечная юность на то и вечная, что старость к ним никогда не придет. Если же посмотреть с другой точки зрения - сколько же надежд оправдалось - погибнуть, совершая подвиг, "за родину", тем самым войдя в бесконечную вечность, то может и перестанешь горевать о нерожденных детях, ненаписанных книгах и несостоявшихся жизнях.



Далее - воин-дом, от которого отлетают кирпичи, дом с автоматом наперевес, пока еще живой и живой в принципе, пока стоит, несмотря на то, что щербят его снаряды и пули. Этакий символ постоянно живого мертвого или мертвого живого. Создатели фриза держали в голове, разумеется дом Павлова, но на деле получилось напоминание о душе города - пока есть хотя бы один дом - можно держать связь с прошлым, еще не все потеряно, не все...



А вот, еще сценка - солдат кричит (и рядом это написано: автомат на шее - действуй). Я же невольно вспомнил про барабан на шее и песни. Вот через минуту его убьют, но убьют не человека, а машину с автоматом. Но в нем все-таки есть что-то отличное от заграничных терминаторов - некое отчаяние от того, что его превратили в машину в плащ-палатке и с автоматом.



Вот еще - один солдат тащит другого. Фигуры сделаны из очень серого камня, если использовать вспышку, стану заметны неровности, щербины, вкрапления другой породы в камне - и станет понятно, что тот второй, которого тащат - уже просто труп, но не просто, тот самый смердящий и разваливающийся, а присыпанный землей, на котором растут цветы и травы, тело превратилось в землю, а земля в тело, город обрывками, агонией врезается впивается в южное сине-черное небо, и в этом жарком полубреду воздвиглась невероятная циклопическая статуя с мечом - не сколько Родина-мать, сколько богиня мертвых.



Вот ступеньки, вот круглая комната с вечным огнем. Газ шумит и огонь проговаривает свое "во-во-во", тут и гуделки не нужно - стоит такая тишина, что каждый из 8670 мертвецов, чьи имена написаны на стенах, может потрогать тебя за левое плечо. Палеток всего 34, на каждой палетке примерно 7 групп по 17 имен в два столбика. Два раза повторяется 34 - это наверное неслучайно. Но греческая симметрия выглядит здесь нелогично - она слишком чистая, там нужен жрец в белых одеждах, жертвенный баран и дух прорицателя Тиресия, предрекающего не слишком сложное будущее. В Греции нет шквального огня и пикирующих бомбардировщиков, там нет сожженных танков и скелетов домов. Но тем не менее, сейчас, вычищенный и облагороженный Мамаев Курган изо всех сил старается напоминать о греческих героях, некоей "памяти подвигов" и тому подобном. Стоит жаркая южная ночь, цикают насекомые, красивый ночной вид на Волгу. Да, все это так, если не статуя.



Странное название "Родина-мать", она и на женщину едва похожа. Это скорее некий гермафродит с избыточно женскими признаками пола. Я думаю, это сделано специально - мол, это еще не старая женщина, которая родила своего последнего сына, нет, мол, она еще может родить. Но только после того, как закончится бойня. Да-да-да, будут новые дети и все будет как будто сначала. Рестарт...



Лицо Родины-матери искажено от боли, страдания и ненависти. Тело, большое и женское, говорит об одном - лицо - о другом. Никакой жизни быть не может, более того, лучше мне и не казаться женщиной, потому что нет смысла ею сейчас оставаться - сгусток мышц, воли, может быть, расчета - когда умрет враг, как лучше его убить... Ни одно произведение искусства не отражает столь полно ту эпоху, которая его породило. "Светлые", игрушечные игры у подножия Родины-матери - игры в партию и Ленина - не более чем дань традиции вождизма. На самом деле, статуя - это символ России, потерявшей и так и не родившей новых детей, таких, как на фризе внизу - с вечной юностью. Символ страны, теряющей (и во многом потерявшей) свой стиль, свою миссию, если хотите.



Когда я уходил с верхушки кургана, то мне вдруг показалось, что Родина-мать сейчас вонзит свой меч в землю и раз и навсегда отделит зерна от плевел. И вот тогда (тогда-то!) на кургане вновь начнется весь тот огненный ад, который был в 42.

(из попутно подслушанного разговора)
- а я то, вчера, ЕТМ, нажралась в усмерть! Говно какое-то выпила
- ноо! (нечто среднее между ну! и ну-ну)
- а он блевал прям на меня. Я говорю Б, Е твою, ну отойди, а самой смешно - я-то меньше нажралась...
- ну, бывает...

(4 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:haez
Date:July 8th, 2012 03:47 pm (UTC)
(Link)
О, это очень мощно.
[User Picture]
From:qwercus
Date:November 10th, 2012 10:54 pm (UTC)
(Link)
спасибо
(Deleted comment)
[User Picture]
From:qwercus
Date:November 10th, 2012 10:54 pm (UTC)
(Link)
Большое спасибо. Взаимно

> Go to Top
LiveJournal.com