?

Log in

No account? Create an account
Народная интеллигенция - Quisque sum - а мне - robur quercus

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> Сайт питерского историка

May 24th, 2014


Previous Entry Share Next Entry
12:10 pm - Народная интеллигенция
Нечасто удается найти относительно полное описание одного из предков, пусть даже очень далекого. Пока простому смертному нет доступа в оцифрованные недра этнографических учреждений (обычно никакой оцифровки, как правило, и в помине нет, как и справочного аппарата, а в некоторых случаях - и доступа для исследователя), - так было, так есть, и так будет.
Впрочем в некоторых случаях это удается, так как сейчас издают то, что было набрано в 20-е - 30-е гг., причем не только тексты всяких быличек-сказок, но и комментарии собирателя, которые с точки зрения "реальной истории" куда более интересны.

Антон Чирошник (Антон Игнатьевич Кошкаров, род. в 1860-х гг., по-видимому, в селе Уян, запись произведена в 1932 г. собирателем Н.М. Хандзинским в селе Кимильтей Тулунского округа Восточно-Сибирского края, бывший Верхнеудинский уезд Забайкальской области):
"Антон Игнатьевич Кошкаров - уроженец-сибиряк. Мальчишкой он осиротел и принужден был идти в люди <...> Весь он был землистого цвета: шапка лоснилась, словно была сделана из старого голенища, а не из вязанки. На нем был фартук, такой же залосненный и кожистый, перезалатанные штаны <...> Антон Иванович интересовался современными книжками, приключенческими повестями и романами, и вообще всеми культурными достижениями <...> Деревни не любит и по своему мироощущению как-то не подходит к окружающим; приходящие крестьяне как-то его тяготят, какое-то между ними непонимание. Антон знает, что никто из них не заглянул бы к нему, если бы не дешевая починка пимов, чирков и ичигов. "Чорт да деревня, город да Бог", - любимая его поговорка".
(Азадовский М.К. Восточносибирские сказки. - СПб., 2006)

Вот перед нами "деревенский интеллигент". Когда он был подростком, зимой в лютый мороз, его взяли возить сено, "на помочь". Парню пожалели дать валенки, и он пошел лишь в легких ичигах. По возвращению домой отморозил пальцы ног, стал инвалидом. Школу стал посещать уже взрослым, не постеснялся, ходил с "робятами", и выучил грамоту быстрее их. Потом работал на мельнице, где жена хозяина давала ему читать "запретные романы" (авантюрно-эротического толка). Из писателей очень любил Гоголя. Хандзинский не пишет, были ли у Антона Чирошника семья и дети, похоже, что нет. Деревенский интеллигент предстает одиноким стариком-инвалидом, рассказы которого в деревне интересуют разве что детей, а его начитанность в связке с низким социальным положением - скорее предмет насмешки. Его истории ближе к "рОманам", пересказам известных авторов на "народный лад". СтарИны (сказки, сказания, легенды), по мнению Антона Игнатьевича, - "ребячье", несерьезные по силе и глубине произведения, ему интереснее приключенческая повесть о различных похождениях героя и всякие социальные коллизии. Явно, в эти рассказы Антон Игнатьевич добавляет и сцены из собственной жизни.

P.S. Некоторое время назад, благодаря тов. Игорю Петруковичу, я узнал, что Антон Игнатьевич, скорее всего, сын Игнатия Логгиновича и внук Логгина Алексеевича из Уяна. Сначала я не понимал ценности этого знания, но теперь, как мне кажется, нашел ему применение :)


Tags:

( | Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com