?

Log in

No account? Create an account
Послесловие к Печенгским делам - Quisque sum - а мне - robur quercus — LiveJournal

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> Сайт питерского историка

June 3rd, 2007


Previous Entry Share Next Entry
10:31 pm - Послесловие к Печенгским делам
Возможно, этот пост покажется кому-то нудным, тому - милости просим, - к следующему. Речь пойдет о той самой Печенге, о которой уже тут че-то уже многовато сказано.
Вчера порывшись в гугле обнаружил сей шедевр (http://www.auditorium.ru/books/1685/kalugin.pdf), который незамедлительно скачал к себе на компьютер.
Шедевр - потому, что хотел сам такое написать (но вот тут меня опередили, хе!) и потому, что автор не поленился прорыть доступные ему версии Жития св. Трифона, хотя бы только и по московским источникам, просто честь ему и хвала! Добротное текстологическое исследование, есть сравнения со сторонними текстами, датировка вроде тоже не с потолка взята...
Но через какое-то время стало что-то внутри скрестись. По мысли автора получается, что Житие Трифона было написано по заказу архиеп. Афанасия Холмогорского между 1701 и 1707 гг. с целью популяризации северной святыни, послушники которой порядком опустились и предавались сильному пьянству. Все списки выглядят как некий единый массив, хотя автор, В.В. Калугин, говорит о некоторых индивидуальных разночтениях, не заостряя впрочем на них внимания. В житии упоминаются исторические личности 1660-х гг. в разделе "посмертных чудес" Трифона, что косвенно служит указанием на вероятное время составления какой-либо из версий памятника, однако автор все время сознательно отказывается от более ранних дат. В итоге получается следующее: списки Жития Трифона куда-то пропадают и вместо них на первый план выходит само Житие, такой единовременный литературный труд заказа Афанасия. Можно задать вопрос о филигранях, о почерках (данные об этих моментах в статье практически отсутствуют) - но даже не в этом соль. Вопрос - в доверии к памятнику. Житие Трифону не могло возникнуть в 1700-х гг, через почти 120 лет после смерти Трифона, конечно, оно возникло раньше, потому что именно фигура Трифона как бы освящала монастырь, создавала ему "марку". Конечно, должна быть как у всякого нормального жития "краткая редакция" (про самого святого) и "пространная" (с посмертными чудесами), конечно, житие переписывалось и дополнялось на протяжении всего того времени, как оно было актуально. Ну, помимо этих очевидных соображений, есть еще не совсем очевидные, такого глобального порядка, ну, например, - почему Трифон, почему этот убийца и грабитель стал святым? почему не мученик Гурий или еще кто-нибудь из братии, - ну, и еще несколько.
Очевидно, что Калугин проделал огромную работу по поиску и внутритекстовой сверке рукописей с другими источниками, но похоже, что он их практически не сравнивал между собой. вот такой напрашивается вывод. Как-нибудь возьму я одного текстолога подмышку и забурюсь в публичку для отсмотра филиграней, недоволен я этим результатом. Стемма нужна! стемма

(4 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:zlugosteva_t
Date:June 4th, 2007 04:23 am (UTC)
(Link)

Знаете, насколько я могу судить, человек, который берется за реализацию какой-то конкретной научной задачи, в голове уже несет определенную идею - соответственно, может, даже и бессознательно, будет доказывать именно ее. Наверно, в данном случае именно так и произошло.
[User Picture]
From:qwercus
Date:June 4th, 2007 09:34 am (UTC)
(Link)
Я думаю, что он просто не успел стемку составить, сдавать надо было срочно. ну, или второй вариант - не смог. Классный внутритекстологический анализ, а внешнего почти совсем нет. или для него внешние признаки не важны. в общем с удвольствием с автором пообщался бы
[User Picture]
From:falling_towers
Date:June 4th, 2007 09:00 am (UTC)

феномен святости

(Link)
Спасибо. Материал очень интересный.
[User Picture]
From:qwercus
Date:June 4th, 2007 09:34 am (UTC)

Re: феномен святости

(Link)
всегда рад

> Go to Top
LiveJournal.com