?

Log in

No account? Create an account
Самые умные преподаватели на Истфаке: 1995-2000. Часть 2 - Quisque sum - а мне - robur quercus — LiveJournal

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> Сайт питерского историка

September 30th, 2007


Previous Entry Share Next Entry
02:49 am - Самые умные преподаватели на Истфаке: 1995-2000. Часть 2
Теперь по многократному рассуждению понимаю, что я не знаю точно, кто из преподавателей был самый умный, поскольку по большому счету плохо с ними был знакОм. Заходила звезда И.Я. Фроянова, блистал А.В. Петров (античник), начинался Кротов, развернувшийся в 2000-е года, был в конце концов великий Клейн, хотя я о нем имел тогда очень смутное представление, выдающимися лекторами были Немилов и Сергеева... А Новое время, Новейшая истории России, источниковедение, регионоведы - сокрушенно развожу руками и говорю что у меня ответа нет. Зато могу немножко порассказывать про свою кайфедру. Этнографию, то есть. По крайней мере, здесь со своим ИМХО я имею меньше шансов попасть пальцем в небо.

Наша кайфедра имела прочно ассоциированных преподавателей и приглашаемых из МАЭ (музея антропологии и этнографии). Из первых самым интересным был Валериан Александрович Козьмин, ставший впоследствии заведующим после смерти А.В. Гадло. Козьмин блестяще излагал этнографию народов Сибири, про которых он знал действительно очень многое, но главное - был дока по части классификаций. Во время его курса для меня, не было ничего более завораживающего, чем его классификация нарт и упряжек. Дело не в том, какой смысл она имела вообще в целом, а в том, что именно на ее примере я понял что такое набор характерных признаков, типология и тому подобные вещи. Из вторых, наиболее запомнились мне Татьяна Борисовна Щепанская, великий теоретик практики, Елена Станиславовна Соболева и Владимир Александрович Попов. О последних двух расскажу особо.
Е.С. Соболева была моим научным руководителем со второго по пятый курсы; она же принимала у меня диплом. Я имел шансы познакомиться с ней поближе. С В.А. Поповым я общался только в то время, когда он читал нам этнографию Африки (или как у меня было написано на тетради - Нороквента Асиа ар Африка :)) - но я смею утверждать, что эти два человека были самыми умными в мое время.
Е.С. была разной - лекции ее (по этнографии народов Океании) проходили в очень теплой и дружественной обстановке, но без разгильдяйства. Курс был довольно "детским", то есть построенным на т.н. "характерностях", т.е. экзотике: папуасы, полинезийцы, лапиту, малангганы, листья пандануса, тонганские и гавайские короли, бигмены, кула, статуи острова Пасхи, Миклухо-Маклай, пироги, людоедство, лодки с балансиром - в общем она эти вещи излагала ровно и неторопливо, словно плыла по своему бескрайнему Тихому океану. К студентам относилась довольно снисходительно и предпочитала ставить им зачеты, а не оценки. Это была внешняя сторона. Внутри себя она была человеком очень жестким (тому были причины), жизнь ее была строго размерена, чуть ли не по часам, к беспомощным текстам она была беспощадна (и это правильно, хотя тогда я роптал), к необязательности и безалаберности относилась плохо. Она была первоклассным (и чуть ли единственным) специалистом в Петербурге по океанийским вещам и нередко выезжала в Европу (преимущественно, в Голландию) для атрибуции той или иной вещи из неясно документированных коллекций. Было видно, что знание, которым она была нагружена, давило ее изнутри, мешало ей существовать, однако со своим "внутренним я" Е.С. умела договариваться, и выплескивать завораживающе-волшебную речь на головы слушателей. Нечего и говорить, что студенты ее любили и уважали.
В.А. Попов был внешне совершенно другим человеком. Лекции его, несмотря на примерно подобную схему "экзотчности", были сильно перегружены информацией, студентов он считал в большинстве своем дурачками и без заззрения ставил им двойки, с коллегами ссорился. При всем при этом он был великолепным знатоком африканских народов и первоклассным исследователем систем родства. К знанию своему, вероятно, он относился скептически. Со стороны было похоже, что он ненавидел все свое окружение целиком и полностью и каждую секунду восклицал внутри себя - Боже, ну, что я делаю среди этих идиотов! Все это было написано на его неприятном мрачном лице с плотно сжатыми губками. Вот это внешнее, а внутри-то, вероятно он был похож на Е.С. - он тоже не знал, что ему делать с давящим и разрушающим знанием, только если Е.С. все время одергивала себя, чтобы на людях быть приветливой и хорошей, то В.А. ничуть этим не занимался. Если студент перепутал, например расположение семей Кру и Акан, то это была трагедия. Не дай бог, не вспомнить что же такое бубу или оригинальное название языка фульбе (кстати, фульфульде), - все, малейшая оплошность и двойка автоматом обеспечена. Вся эта тарабарщина, конечно, не шла ни в какое сравнение с его рассказом о системах родства. Это была запредельность, которую едва ли понимали самые старательные студенты, не говоря уж о таких как я. Я не понимал, это точно. Лишь в Европейском мне объяснили эти вещи через леви-стросовские бинарные оппозиции. Попов, конечно, тоже Леви-Строса поминал - чуть ли не первый среди всех преподавателей, но студенты обычно запоминали лишь причудливую двойную фамилию ученого. По ученой деятельности В.А. Попов был африканистом мирового уровня и немалым теоретиком в системах родства - он писал статьи и получал гранты, что в то время было несвойственно окружающим.
Не знаю, прав ли я если скажу, что многое знание не делает людей счастливыми. Они становятся искушенными, опытными, расчетливыми, они могут любить своих учеников, а могут и ненавидеть, но постоянный вопрос будет исходить от них и падать в души слушателей - кто я? зачем я?

(15 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:malinxi
Date:September 30th, 2007 09:56 am (UTC)
(Link)
Забавно, я сейчас как раз редактировала текст про германских этнографов -- ученых и музейщиков, так что восприятия наложились.

Я вот чего-то не помню, чтобы нас на кафедре дрючили с языковыми семьями и этнографической конкретикой. Да, у вас была выгодная специфика, потому что рядом музей и музейщики.
У нас, наоборот, были модны всякие околосоциологические штудии; мы даже прослушали один раз экзотический спецкурс "Наркоситуация в России" по мотивам исследований, которые были разработаны по заказу МВД. Этнографы, занимающиеся проблемами национализма, водили к нам настоящих живых лидеров националистических групп. Была даже "юридическая этнология" (что это такое и кто ее вел -- забыла напрочь). Или это у дневного отделения было?
С традиционной этнографией было не так весело. Иные маститые этнографы с мировым именем были у на кафедре на полставки и, собственно говоря, большого внимания (и здоровья, кстати) на нас у них не хватало. Вовсю рулила компонентная теория этноса.

Про личностей попробовала написать, но что-то не получается. Контекст не тот.
[User Picture]
From:kopeishik
Date:September 30th, 2007 11:15 am (UTC)
(Link)
Ты забыл про Маретину, однако, феноменальной упорядоченности лекции классического стиля, и про Некрылову великолепный артистизм, свободная форма и при этом забыть нереально!
[User Picture]
From:qwercus
Date:September 30th, 2007 06:17 pm (UTC)
(Link)
Да, Копейка! надо упомянуть, но не они самые умные. по моему. а по твоему?
From:ptenetz
Date:October 2nd, 2007 12:21 pm (UTC)
(Link)
В чем сила, брат? В смысле - каковы твои критерии "умности"... Тогда можно будет сказать, что "по-моему"... И "по-копейщикову" тоже...
From:ptenetz
Date:October 2nd, 2007 12:31 pm (UTC)
(Link)
ой, ой, ой... уже нашла сама критерии в "части 1"...
они чем-то таким занимаются, чего ты сначала не понял, а потом выяснил, что это так просто... но от этого "просто" оно не стало неинтересным, а эти люди не потеряли твоего...эээ... пиетета? Так?
[User Picture]
From:qwercus
Date:October 2nd, 2007 08:59 pm (UTC)
(Link)
нет, критерии как раз в части 2 - то, что заставляет людей быть неспокойными, что-то искать, к чему-то стремиться, то что делает их в конечном итоге несчастливыми - это самое знание, что гложет их и грызет постоянно - и не из гордости или тщеславия - а так, по своей сути.
примерно
(Deleted comment)
[User Picture]
From:qwercus
Date:September 30th, 2007 06:18 pm (UTC)
(Link)
никогда не поздно. человек учится всю жизнь
[User Picture]
From:qwercus
Date:September 30th, 2007 06:19 pm (UTC)
(Link)
не грусти(те), все можно изменить :)
[User Picture]
From:dryoldscholar
Date:October 3rd, 2007 04:41 pm (UTC)
(Link)
Савинов, Емельянов и Барышников - три идеальных лектора. Им я завидую и на них держу ровнение.
Собственно, это всё! Ну Фролов и ещё пара-тройка тоже хороши (особенно кафедральные). Большинство лекторов были просто чудовищны: либо вообще не в состоянии связать двух слов, либо изливают сумбурный поток сознания, либо занудно грузят массой фактов безо всякой пользы. Увы и ах!
From:(Anonymous)
Date:October 4th, 2007 07:58 pm (UTC)

ууу...кафедра энографии

(Link)
Игорь,
вот счас прочитала про твое восприятние преподов и сразу нахлынуло. этнография прошла как то мимо меня- ничего не помню, но конспекты храню и периодически пытаюсь забить в комп...
про Е.С. , да и про В.А. согласна полностью.
хотя нам круто повезло со всеми. не отрицай сей факт- все личности. для меня Гадло вне конкуренции.
да, из курсов Е.С. большее впечатление произвело "музееведение", а у Кузьмина вы про черепа не слушали.

были на истфаке и другие поразительные курсы. археологию я хотя просачковала, но про начало археологической деятельности Столяра и счас рассказать могу)))

хотя у каждой кафедры свои боги были и приколы свои))
[User Picture]
From:qwercus
Date:October 4th, 2007 09:49 pm (UTC)

Re: ууу...кафедра энографии

(Link)
согласен, повезло. только он Козьмин - а про черепа нам рассказывал Новожилов.

Еще бы знать кто это написал...
From:(Anonymous)
Date:October 9th, 2007 06:57 am (UTC)
(Link)
Флоринский - просто гений :) Если бы при этом он еще не пил :(((( Также вспоминается Ходяков, Даудов :)))) И совершенно шикарный дядька, который вел у нас культурологию.... Правда, я не помню его фамилию..... Конечно же Савинов... Конечно же Сущевский, его лекции по истории Востока забыть сложно, а уж сдачу ему зачета - тем более... Белкин, Федоров, Прокофьев - фамилии можно долго перечислять :)
[User Picture]
From:qwercus
Date:October 9th, 2007 09:38 pm (UTC)
(Link)
прокоПьев - если не изменяет память
[User Picture]
From:bern_dutchman
Date:October 27th, 2007 05:23 am (UTC)
(Link)
Вот именно!!! Прокопьев - БОГ!!! :)))
From:(Anonymous)
Date:November 23rd, 2007 04:05 pm (UTC)
(Link)
пьет? и давно это с ним? что, правда сильно? ((( при мне такого не было, ну в глаза не бросалось точно... жаль его, он вообще на недосягаемой высоте по сравнению со многими бездарями с истории России, не хочется переходить на личности - но все же

> Go to Top
LiveJournal.com