?

Log in

No account? Create an account
Самые умные преподаватели на Истфаке: 1995-2000. Часть 2 - Quisque sum - а мне - robur quercus

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> Сайт питерского историка

September 30th, 2007


Previous Entry Share Next Entry
02:49 am - Самые умные преподаватели на Истфаке: 1995-2000. Часть 2
Теперь по многократному рассуждению понимаю, что я не знаю точно, кто из преподавателей был самый умный, поскольку по большому счету плохо с ними был знакОм. Заходила звезда И.Я. Фроянова, блистал А.В. Петров (античник), начинался Кротов, развернувшийся в 2000-е года, был в конце концов великий Клейн, хотя я о нем имел тогда очень смутное представление, выдающимися лекторами были Немилов и Сергеева... А Новое время, Новейшая истории России, источниковедение, регионоведы - сокрушенно развожу руками и говорю что у меня ответа нет. Зато могу немножко порассказывать про свою кайфедру. Этнографию, то есть. По крайней мере, здесь со своим ИМХО я имею меньше шансов попасть пальцем в небо.

Наша кайфедра имела прочно ассоциированных преподавателей и приглашаемых из МАЭ (музея антропологии и этнографии). Из первых самым интересным был Валериан Александрович Козьмин, ставший впоследствии заведующим после смерти А.В. Гадло. Козьмин блестяще излагал этнографию народов Сибири, про которых он знал действительно очень многое, но главное - был дока по части классификаций. Во время его курса для меня, не было ничего более завораживающего, чем его классификация нарт и упряжек. Дело не в том, какой смысл она имела вообще в целом, а в том, что именно на ее примере я понял что такое набор характерных признаков, типология и тому подобные вещи. Из вторых, наиболее запомнились мне Татьяна Борисовна Щепанская, великий теоретик практики, Елена Станиславовна Соболева и Владимир Александрович Попов. О последних двух расскажу особо.
Е.С. Соболева была моим научным руководителем со второго по пятый курсы; она же принимала у меня диплом. Я имел шансы познакомиться с ней поближе. С В.А. Поповым я общался только в то время, когда он читал нам этнографию Африки (или как у меня было написано на тетради - Нороквента Асиа ар Африка :)) - но я смею утверждать, что эти два человека были самыми умными в мое время.
Е.С. была разной - лекции ее (по этнографии народов Океании) проходили в очень теплой и дружественной обстановке, но без разгильдяйства. Курс был довольно "детским", то есть построенным на т.н. "характерностях", т.е. экзотике: папуасы, полинезийцы, лапиту, малангганы, листья пандануса, тонганские и гавайские короли, бигмены, кула, статуи острова Пасхи, Миклухо-Маклай, пироги, людоедство, лодки с балансиром - в общем она эти вещи излагала ровно и неторопливо, словно плыла по своему бескрайнему Тихому океану. К студентам относилась довольно снисходительно и предпочитала ставить им зачеты, а не оценки. Это была внешняя сторона. Внутри себя она была человеком очень жестким (тому были причины), жизнь ее была строго размерена, чуть ли не по часам, к беспомощным текстам она была беспощадна (и это правильно, хотя тогда я роптал), к необязательности и безалаберности относилась плохо. Она была первоклассным (и чуть ли единственным) специалистом в Петербурге по океанийским вещам и нередко выезжала в Европу (преимущественно, в Голландию) для атрибуции той или иной вещи из неясно документированных коллекций. Было видно, что знание, которым она была нагружена, давило ее изнутри, мешало ей существовать, однако со своим "внутренним я" Е.С. умела договариваться, и выплескивать завораживающе-волшебную речь на головы слушателей. Нечего и говорить, что студенты ее любили и уважали.
В.А. Попов был внешне совершенно другим человеком. Лекции его, несмотря на примерно подобную схему "экзотчности", были сильно перегружены информацией, студентов он считал в большинстве своем дурачками и без заззрения ставил им двойки, с коллегами ссорился. При всем при этом он был великолепным знатоком африканских народов и первоклассным исследователем систем родства. К знанию своему, вероятно, он относился скептически. Со стороны было похоже, что он ненавидел все свое окружение целиком и полностью и каждую секунду восклицал внутри себя - Боже, ну, что я делаю среди этих идиотов! Все это было написано на его неприятном мрачном лице с плотно сжатыми губками. Вот это внешнее, а внутри-то, вероятно он был похож на Е.С. - он тоже не знал, что ему делать с давящим и разрушающим знанием, только если Е.С. все время одергивала себя, чтобы на людях быть приветливой и хорошей, то В.А. ничуть этим не занимался. Если студент перепутал, например расположение семей Кру и Акан, то это была трагедия. Не дай бог, не вспомнить что же такое бубу или оригинальное название языка фульбе (кстати, фульфульде), - все, малейшая оплошность и двойка автоматом обеспечена. Вся эта тарабарщина, конечно, не шла ни в какое сравнение с его рассказом о системах родства. Это была запредельность, которую едва ли понимали самые старательные студенты, не говоря уж о таких как я. Я не понимал, это точно. Лишь в Европейском мне объяснили эти вещи через леви-стросовские бинарные оппозиции. Попов, конечно, тоже Леви-Строса поминал - чуть ли не первый среди всех преподавателей, но студенты обычно запоминали лишь причудливую двойную фамилию ученого. По ученой деятельности В.А. Попов был африканистом мирового уровня и немалым теоретиком в системах родства - он писал статьи и получал гранты, что в то время было несвойственно окружающим.
Не знаю, прав ли я если скажу, что многое знание не делает людей счастливыми. Они становятся искушенными, опытными, расчетливыми, они могут любить своих учеников, а могут и ненавидеть, но постоянный вопрос будет исходить от них и падать в души слушателей - кто я? зачем я?

(15 comments | Leave a comment)

Comments:


(Deleted comment)
[User Picture]
From:qwercus
Date:September 30th, 2007 06:18 pm (UTC)
(Link)
никогда не поздно. человек учится всю жизнь
[User Picture]
From:qwercus
Date:September 30th, 2007 06:19 pm (UTC)
(Link)
не грусти(те), все можно изменить :)

> Go to Top
LiveJournal.com